Транссибирская магистраль — главная транспортная артерия России. Это двухпутная рельсовая дорога, соединяющая западную, центральную часть России с восточными окраинами.
Длина, пропускная способность
Протяженность линии — 9289 километров. Это самый длинный рельсовый путь в мире. Пропускная способность железной дороги — 100 миллионов тонн грузов ежегодно. Время пути из Москвы до Владивостока на пассажирском поезде составляет около 7 дней. Максимально допустимая скорость — девяносто километров в час. На протяжении пути расположено около 1850 станций.
Направление магистрали
Магистраль связывает европейскую часть страны с регионами Сибири и Дальнего Востока, порты Балтики и Черного моря с портами Тихого океана. 19% пути приходится на Европу, 81% - на Азию. Вдоль магистрали расположены 87 городов численностью от 200 тысяч до 10 миллионов. 14 из этих городов - центры субъектов России.
Состав грузопотоков трансибу
На сегодняшний день действуют около тридцати грузовых маршрутов. В регионах, которые пересекает рельсовый путь, сосредоточено свыше 82% производственного потенциала РФ. Это регионы, богатые нефтью, углем, древесиной и имеющие высокий внешнеторговый потенциал. В этих субъектах осуществляется около 21% нефтепереработки, добываются более 62% угля и 65% древесины. Благодаря Транссибу перевозится более половины международных грузов. Ежегодно доставляется 200 000 вагонов внешнеторгового транзита.
Основные международные маршруты:
- Пекин (Китай) — Москва.
- Калининград/Клайпеда (Литва) — Москва.
- Находка-Восточная — Марцево. По данному направлению доставляются детали "Hyundai Motors Co." из корейского города Пусан на автосборочный завод в Таганроге.
- Брест (Беларусь) – Улан-Батор (Монголия).
- Брест (Беларусь) – Алматы (Казахстан).
- Хельсинки (Финляндия) – Москва.
Природные условия вдоль Ж/Д
Транссиб пересекает множество природных зон: тайгу, пустыни, степи. Магистраль нуждается в постоянном обслуживании из-за неблагоприятного климата: перепадов температур, весенних паводков, землетрясений, вечной мерзлоты и т.д.
Перспективы развития Транссибирской магистрали
На сегодняшний день у магистрали снижается транзитный потенциал. Правительство РФ и руководство РЖД предпринимает комплекс мер, направленных на развитие железнодорожного сообщения в стране.
Принятая концепция развития жд предполагает до 30 года повысить качество сервисного обслуживания, производительность портов, создать современные логистические комплексы, увеличить пропускную способность магистрали.
К 2016 году – столетию Транссиба - были произведены модернизационные работы для улучшения пропускной способности рельсового пути: реконструкция тоннелей, станций и мостов. Приоритет руководства РЖД и правительства – обеспечить эффективную доставку грузов между Россией и Южной Кореей. С этой целью развиваются транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2, привлекаются частные инвестиции. Кроме того, экономически выгоднее и быстрее доставлять грузы из Японии в Европу не по морю, а с Владивостока по Транссибу. В планах руководства развивать это направление.
Таким образом, Транссибирская магистраль имеет большой потенциал для развития внутренних и внешнеторговых перевозок и, возможно, станет дешевой и быстрой альтернативой морским перевозкам в Евразии.