Транссибирскую железнодорожную магистраль — или Великий Сибирский Путь - можно по праву считать одним из самых масштабных инженерных проектов последних двух столетий.
Магистраль является не только самой длинной рельсовой дорогой в мире (длина — 9288,2 км), но и самым дорогостоящим проектом своего времени (стоимость - 1,5 млрд рублей золотом). Кроме того, по мнению некоторых историков, Великий Сибирский Путь являлся причиной русско-японской войны и появлению имперских амбиций у Японии.
Нить между западом и востоком
В это сложно поверить, но ещё в начале XIX века сухопутный путь из Москвы на Дальний Восток мог занимать 15 месяцев. Добраться до восточной части империи было проще и безопаснее по морю, через Африканский континент и Индийский океан, за два с половиной месяца.
Обширные территории Российской империи за Уралом были мало населены русскими (меньше 2 миллионов в середине XIX века) и плохо защищены в случае нападения с востока. Железнодорожное сообщение между западной частью России и восточной решало как минимум две задачи: позволяло в короткие сроки перебрасывать войска к восточным рубежам и давало возможность осваивать богатые ресурсами территории.
Одним из первых заявил о необходимости создания железнодорожного сообщения губернатор восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Об экономической целесообразности постройки железной дороги за Уралом заявлял министр финансов Сергей Юльевич Витте.
Начало строительства
Исторически считалось, что Великий Сибирский путь - это рельсовая дорога из населенного пункта Миасс Челябинской области до Владивостока. Именно он строился с 1891 по 1915 годы. Железные дороги в западной части России появились еще в 30-х годах XIX века. Однако сегодня Транссибирской магистралью называют железнодорожное сообщение из Москвы (начальный пункт - станция Москва-Пассажирская-Ярославская) до Владивостока (станция - Владивосток).
В 1887 году начались проектно-изыскательные работы. 5 февраля 1891 года император Александр III декларировал о создании Великого Сибирского пути. Контролировать выполнение строительных работ было поручено будущему императору Николаю Александровичу. Рельсовый путь прокладывался за государственный счет, без иностранных инвестиций. Строительство велось с двух сторон, Миасса и Владивостока.
В начале строительства работало 10 тысяч человек, среди которых были солдаты, каторжане и местные жители. К 1897 г. к работе привлекалось свыше 100 тысяч человек. Ежегодно строилось 650 километров железнодорожных путей.
Строителям приходилось использовать взрывчатку для прорыва тоннелей через горы,
строить мосты через сибирские реки длиною более 2 километров.
Тяжелее всего было строить Кругобайкальскую дорогу. При небольшой длине пути (260 километров) пришлось построить три десятка тоннелей, 15 километров подпорных стен и использовать 2500 тонн взрывчатки.
Были построены:
- Уссурийская железная дорога. Строительство велось с 1891 по 1897 гг. Протяженность - 769 километров.
- Западно-Сибирская железная дорога. Строительство велось с 1892 по 1896 гг. Протяженность - 1 418 километров.
- Средне-Сибирская железная дорога. Строительство велось с 1893 по 1899 гг. Протяженность - 1 818 километров.
- Забайкальская железная дорога. Строительство велось с 1895 по 1900 гг. Протяженность - 1 104 километров.
- Китайско-Восточная железная дорога. Строительство велось с 1897 по 1904 гг. Протяженность - 1 520 километров.
- Кругобайкальская железная дорога. Строительство велось с 1899 по 1905 гг. Протяженность - 260 километров.
- Амурская железная дорога. Строительство велось с 1906 по 1916 гг. Протяженность - 2115 километров.
Японская напряженность
У Японии строительство Транссиба вызывало опасения, что Российская империя захочет расширить своё влияние в Северо-восточной Азии, оккупировав Маньчжурию и Корею. Железнодорожные пути способствовали быстрой передислокации войск. Опасения усилились, когда Российская империя заключила договор с Китаем и проложила пути через Маньчжурию.
В 1904 году в попытке воспрепятствовать России увеличить зону влияния на востоке Япония развязала русско-японскую войну. В результате Российская империя потеряла тихоокеанский флот, передала часть территорий Японии, а сама Япония стала господствующей империей в Восточной Азии. Проигрыш России в войне связывают с плохой инфраструктурой на Дальнем востоке и недостроенном на начало войны Великом Сибирском пути.
Поражение в русско-японской войне подорвало репутацию императору Николаю II, усилило недовольство властью в обществе и, возможно, послужило предпосылкой для революции 17 года. Победа Японии усилила её имперские амбиции и повлияла на её месте во Второй мировой войне.
Транссиб в советские годы
Во время гражданской войны было взорвано и сожжено огромное количество мостов, поездов и сооружений. В 1925 году закончились ремонтые работы и железнодорожное сообщение на протяжении всей магистрали было восстановлено. В годы Великой Отечественной войны благодаря Транссибу удалось эвакуировать с запада на Урал стратегически важные предприятия и сотни тысяч людей. Магистраль обеспечивала доставку снабжения на фронт и переброску военных сил. Возможно, без Транссибирской магистрали исход войны был бы другим.
Таким образом, Транссибирская магистраль, которая создавалась для соединения центральной России с окраиной и экономического роста державы, оказала огромное
влияние на судьбы целых империй