Как едут поезда по нашей стране?
Роль транспорта, который осуществляет перемещение различных предметов в пространстве из одной точки в другую, в современном мире сложно переоценить. Железнодорожный транспорт является одним из самых безопасных и надежных способов перевозки груза, занимая второе место по объему грузооборота в стране.
Скорость доставки грузов – самый очевидный для клиентов и главный показатель эффективности железнодорожной перевозки груза.
Так какая все же скорость?
На железнодорожном транспорте России можно выделить пять различных видов скоростей: ходовая, техническая,участковая и маршрутная скорости движения поездов и средняя скорость доставки грузов, а также существует понятие нормативного срока доставки грузов. Все эти виды скоростей используются железнодорожниками для различных целей.
Ходовая скорость - самая высокая скорость движения поездов, она определяется на основе чистового времени хода поезда, без учета времени на разгон и замедление. Техническая скорость движения поезда показывает именно скорость движения поезда без учета времени остановок на промежуточных и участковых станциях. Участковая скорость показывает, с какой скоростью поезд двигался по участку, с учетом стоянок на промежуточных станциях. Маршрутная скорость самая низкая - эксплуатационная скорость движения поездов, определяется с учетом времени стоянок на всех станциях в пути следования, кроме времени, проведенного на начальной и конечной станциях. Нормативный срок доставки грузов - это время, за которое железнодорожники должны доставить груз согласно нормативным документам. Самый важный для потребителей услуг железнодорожного транспорта индикатор - средняя скорость доставки грузов, которая показывает, с какой реальной средней скоростью груз был доставлен из пункта отправки до пункта назначения (с учетом погрузки и разгрузки).
В России средняя техническая скорость составляет около 43-45 км/час (нам известно, что в США аналогичный показатель составляет 45,5 км/час, как видно, данные показатели не особо отличаются от наших), средняя скорость доставки груза – 340 км, но уже в сутки, средняя маршрутная скорость обычных грузовых поездов в России сейчас превышает 630 км в сутки.
Место РЖД в мире
Российские железные дороги входят в число крупнейших транспортных инфраструктур мира. Благодаря своему географическому положению железные дороги России являются своего рода связующим звеном между Восточной Азией и Европой, а также при их посредстве может осуществлять связь с транспортными инфраструктурами Северной Америки через морские порты.
Российские железные дороги занимают лидирующие места в мировом рейтинге по всем сравнимым критериям. ОАО "РЖД" владеет третьей в мире по протяженности сетью железных дорог (после США и Китая). Эксплуатационная длина железных дорог - 85,2 тыс.км По протяженности электрифицированных дорог (43,3 тыс.км) - вторые в мире (после США). По объемам грузовых перевозок, а также по грузообороту занимают третье место (после Китая, США, Индии). Доля железных дорог в грузообороте транспортной системы РФ (без учета трубопроводного транспорта) 85,4 %. В сегменте пассажирских перевозок отечественные дороги занимают четвертое место в мире. Доля в совокупном пассажирообороте РФ 30,5%. По скорости доставки груза позиции российских железных дорог находятся среди стран-лидеров, а по такому показателю, как грузонапряженность, – на втором месте в мире после Китая.
Кто устанавливает сроки и можно ли на них повлиять?
Ключевое отличие скорости доставки груза в том, что она включает в себя разнообразные процессы, в которых участвует грузоотправители, грузополучатели, железнодорожники, операторы вагонного парка, портовики, таможенные органы, сезонную грузонапряженность железных дорог и т. п. На коротких расстояниях грузовая скорость ниже, а на длинных, где вагон проводит большую часть времени в движении, – выше.
Грузовая скорость зависит от организации перевозочного процесса, загруженности сортировочных станций, и точные сроки определить невозможно. Срок доставки груза в основном обуславливается работой перевозчика - ОАО "РЖД". Транспортные компании, организующие перевозку груза железнодорожным транспортом, влияют на процесс погрузки выгрузки вагонов.
Мы можем влиять на сортировку и постановку вагона под фронт выгрузки-погрузки, своевременное оформление документов по станциям отправления и прибытия. Таким образом мы можем говорить об ожидаемых сроках доставки груза, исходя из нашего большого опыта отправки вагонов-автомобилевозов.